Турция - 2001. Приключения начинающих бэкпэкеров

Часть 2. Каппадокия - Анталья

© Текст, примечания, рисунки - А.Рощин 2001-2009
© Фотографии - А.Горяинов, О.Малышев 2001, А.Рощин 2009

Полный маршрут: Москва - Сочи - окрестности г. Сочи (Якорная щель, Головинка) - Трабзон - окрестности г. Трабзон (Вазелон, Сумела) - Кайсери - Каппадокия (Гёреме, Ортахисар, Невшехир, Деринкую, Гюзельёз, Каймаклы) - Анталья - Конья, Аспендос - Москва

Участники: Саша, Атон, Олег (г. Москва)

Время проведения: май 2001 г

К концу предыдущей страницы

8.5.2001 вторник - продолжение. Кайсери - Гёреме

Подошел автобус, мы отправились. Вокруг степь-яйла с выходами скал, вдали внушительный Эрджияс в тучах и со свежим снегом. После Аваноса увидели "каппадокийский ландшафт" из путеводителя: холмы волнистых форм, каменные столбы со шляпками (fairy chimneys). Среди самого густого скопления этих штук и находится "туристская деревня" Гёреме, ехали около часа. Вышли. Вокруг шляются европейцы в шортах и с рюкзаками. Зашли в "Accomodation office" - холл, обвешанный афишами гостиниц, пансионов и кемпингов. Спросили у служащего, где тут можно жить в палатке, тот передал нас местному парнишке. "- Two dollars a person a day - Is there a shower? -Yes - OK" - пошли на площадку рядом с Berlin Camping (привет Е.Савельеву и М.Хаютиной [4]); там уже стоит палатка каких-то русских велотуристов. Саше несколько поплохело от недосыпа, непривычного ландшафта и особенно от обилия мурмулей [5]. Тем не менее, попив сваренного на горелке чаю, пошли смотреть окрестности.

Гёреме лежит в долине; вокруг каменные столбы и волнистые полосатые холмы с каньончиками-промоинами и зелеными огородами. Борта долины переходят наверху в ровное плато, из него кое-где торчат возвышенности - башни из плотной породы. Огороды выглядят странновато: из белого щебня торчат плодовые деревья и виноград. Некоторые огороды расположены в оврагах - промоинах на выровненных площадках с подпорными стенами. В скалах выдолблены небольшие комнатки. Похоже, местные садоводы не рады наплыву туристов, топчущих их участки и залезающих в их "садовые домики" в поисках пещерных церквей. Перелезли в следующую долину. Там огородов нет, зато стоят каменные столбы, могшие быть прототипами римских фаллосов из музея Кайсери, метров по десять высотой. В еще одном большом столбе видны выдолбленные дырки в четыре яруса. Антон с трудом туда залез (вход в нескольких метрах над землей), и обнаружил внутри несколько комнат с нишами в стенах.

hills around Goreme and Ortahisar rock Окрестности Гёреме. Вдали - поселок Ортахисар
rocks near Goreme Вполне приличный каменный столб
rocks near Goreme Менее приличный, зато очень большой столб

Вернулись к палатке, затем пошли покупать продукты "в центр". Сплошные рестораны и сувенирные лавки. Много турфирм, предлагающих экскурсии по всей Каппадокии (Деринкую, Ихлара, Соганлы) и на Средиземное море. Цены на еду бешеные, местных не видно, хотя мурмулей предостаточно. В одном кафе спросили "Some sweets for tea, baklava or something" - парнишка-официант нас не понял, спросил у старшего, тот оказался догадливее. Покормили нас баклавой с чаем, содрали денег как за хороший обед и сказали, что будут рады видеть нас к завтраку. Ничего, будет повод сварить на горелке гречневую кашу. Вот, оказывается, как чувствует себя советский автостопщик посереди европейского комфорта.

Вернулись в кемпинг, там сидят соседи и варят на примусе картошку. Поговорили. Три парня - велотуристы, из Казани, Омска и Новосибирска. В Турции с 20-го апреля: Москва-Анталья самолетом, по Средиземноморскому побережью в сторону Измира и через горы в Памуккале своим ходом, в Гёреме автобусом, по окрестностям своим ходом радиально. Питаются своими крупами и покупной колбасой, живут в основном в палатке [6]. Подивились тому, что мы живем в гостиницах и едим в кафе - объяснили, что до сих пор все было по-честному и недорого. Они завтра вечером уезжают автобусом в Стамбул и оттуда летят в Москву. Угостили нас ракией - натурально, анисовые капли для полоскания горла.


4. "В Эрзрум, или Путешествие по тринадцати странам" - очень вдохновляющая книга. Ее авторы, посещая Гереме, останавливались в этом самом кемпинге  <

5. Жители цивилизованных стран, приехавшие поглазеть на азиатскую экзотику (пренебр.) - заимствовано у известного спелеолога В.Мальцева  <

6. Вот их отчет: Велопоход Турция-2001  <

9.5.2001 среда. Гёреме - окрестности - Ортахисар - Гёреме

Утром проснулись, поели гречневой каши с мясом-из-пакета и пошли по главной автодороге на восток. Сразу же начался дождь. Пройдя "Turist Hotels", повернули налево и пошли по возвышенности. Нашли несколько небольших пещерок, в одной оказался туалет. Метров через пятьсот стали попадаться пещеры покрупнее, кое-где с простым орнаментом красной охрой (треугольники, кресты), потом даже большая церковь с гладкими стенами и полуколоннами, правда, сильно обвалившаяся. Встретили француза, идущего по подробной карте с множеством кружочков. Нашли еще несколько больших помещений, соединенных галереями, видимо для хозяйственных целей (виноградодавильня).

a valley near Goreme abundant in caves Одна из долин с пещерами
more rocks and caves

Потом набрели на странную церковь: гладкие стены, алтарь, простые орнаменты, на потолке - равноконечные греческие кресты; однако на "парусах" в углах свода, где в наше время изображают четырех Евангелистов, нарисованы той же охрой какие-то козлиные маски с рогами (в боковом приделе на этих местах - кресты). Над алтарем - крест в "солнечном круге", рядом с одной стороны - какое-то четвероногое с рогами, с другой - аморфный пустой контур. Жутковато. [1]

Неподалеку часовенка с неровными стенами и несколькими ямками - могилами в привходовой части. Над ямками на стене нарисованы "свечки". Алтари ориентированы не строго на восток, а как удобнее в секторе между севером и востоком. "Культура долбления" в общем подобна крымской с поправкой на гораздо меньшую твердость здешнего туфа. Саша предположил, что это работа не греков, а какого-нибудь другого христианизированного народа, уж очень не похоже на аккуратные светлые произведения православных X - XIII веков. Опять же, совсем не видно растительных орнаментов и надписей.

Еще дальше скалы сильно разрушены: по вертикальным трещинам просачивалась вода и отваливались огромные куски породы. Слезли в долину, пошли на другую сторону. Несмотря на постоянные дожди, ручьев нет: все впитывается. Долина занята огородами местных крестьян, ездящих взад-вперед на своих тракторах по случаю весенних полевых работ. На другой стороне долины пещер меньше, много каменных стен и каких-то сараев. Антон полез к ближайшей дырке на высоте нескольких метров, сорвался на мокром туфе и приехал вниз на попе. Прошли через огороды вдоль борта вверх, набрели на аккуратную дыру около метра диаметром метра на полтора вниз. Саша туда влез, там длинный ход 1х2 м вглубь массива, на полу вода, дальше - глубже. Воодушевившись, снял ботинки, закатал штаны, взял фонарь и прошел по воде метров двадцать до глухого тупика - воды там было уже по колено. Вылезши обратно и осмотревшись, объявил, что это "каптажная галерея", виденная неоднократно в Крыму: способ превратить чахлый источник в постоянное водохранилище. Водопровод продолжается под землей к середине долины, там видна приличных размеров цистерна современной кладки на цементном растворе. Заглянули дальше еще в несколько дырок, там следы сушки винограда или валяющийся крестьянский инвентарь. Только в одном месте встретились четыре комнаты в два яруса. Долина сужается, стенки становятся круче. По одному из притоков вылезли наверх на плато и встретили Олега, оторвавшегося полчаса назад и успевшего по своему телефону пообщаться со всеми московскими знакомыми.

Пошли поверху обратно к автотрассе. Хороший вид. Над равниной возвышается несколько башен - холмов из более плотного камня, на ближайшем видны гроты и турецкий флаг сверху. Идя на юг вышли к трассе, пересекли ее и увидели желтый указатель на какую-то церковь (должно быть, El Nazar или Sakli Kilise). Пошли по отводнику к ней, там скучающий мужик взял с нас по 1.25 MTL, дал фонарики и показал выдолбленную в скале довольно большую крестоообразную церковь. Гладкие стены с полуколоннами, роспись охрой - примитивные орнаменты, кресты и странные знаки: голубь; скорпион; два кота, держащих "солнечный круг" с крестом; змея (?); коврик-килим [1]. Впервые за день увидели надпись охрой: IC XC. Из соседнего помещения длинный узкий тоннель ведет наискось вглубь массива, каменная "дверь" [2], большая комната, из нее колодец-перелаз на уровень ниже, еще комната с дверью и выход на улицу. Рядом еще несколько помещений, закрытых решетками. Мужик сказал, что это построили в IV веке нашей эры люди "Рум"; выше по тропе находится "зиндан" (тюрьма), а еще дальше - "ортахисар" (замок).

inside a cave church near Goreme Пещерная церковь на окраине Гёреме
unknown symbols Деталь предыдущего снимка: в современных православных церквях так уже не рисуют
a scorpio painted in cave church Скорпион в росписи пещерной церкви

Под опять начавшимся дождем пошли туда, вскоре вышли на асфальтовую дорогу и увидели плакат со схемой окрестностей. Ближайший холм - "зиндан, смотровая площадка"; направо Ортахисар - не крепость, а поселок. Пошли туда мимо вырытых в скалах водохранилищ, гаражей и апельсиновых складов.

Вышли на городскую площадь и уткнулись в подножие возвышенности с турецким флагом, виденной из Гёреме - "Kale". На нее ведет лестница, однако дверь заперта, местные говорят - по случаю плохой погоды. Антон поинтересовался, нет ли в замке больших залов. Нет, говорят, только пещерки и лестницы. Посмотрели бар в бывшем винном погребе. Зашли в местную камнерезную мастерскую, купили какие-то сувениры из местного оникса, поговорили с хозяином по-английски. Местный оникс - плотная полупрозрачная разновидность мрамора: зеленоватый в желтую и красную полоску. Зашли на площади в едальню, хорошо покушали и уехали в Гёреме на такси за 5 MTL. по счетчику.

Соседи уже отбыли в свой Стамбул. Пошли в душ в основное здание Berlin Camping'а, вспоминая про День Победы. На удивление - нормальная горячая вода.


  1. Путеводители игнорируют необычные символические рисунки в церквях Гёреме. Турки охотно их показывают, но объяснить тем более не могут. Единственная известная мне статья с попыткой понимания - ссылка 1 в конце страницы  <
  2. Своеобразная инженерная конструкция, как позже выяснилось очень распространенная в Каппадокии. Во внутреннем помещении вырубали большой блок камня, из него делали "жернов" метр-полтора в диаметре, полметра толщиной, и устанавливали его как задвижку изнутри поперек входного отверстия, выдолбив в стенах и потолке направляющие канавки  <
    gatestone Каменная дверь

10.5.2001 четверг. Гёреме - Невшехир - Деринкую - Гюзельёз - Каймаклы - Невшехир - Ыспарта - Анталья

Утром пасмурно, но дождя нет. Попили чаю со вчерашней пиццей и баклавой, сложились, свернули мокрую палатку, отдали хозяину $12 за два дня и пошли на автостанцию. Посмотрели расписание: куча автобусов куда угодно, включая европейские города и Сирию. Стоянка, однако, пуста, лишь в углу стоит минибус на Невшехир. Саша решил пока что-нибудь разузнать про пещерные города и побежал в Accomodation Office - там только проспекты про Хаджи Бекташа [1]. Неподалеку видна вывеска "Free Information", оказалась турфирма. Говорят, подземный город Деринкую имеет 8 уровней и вообще очень большой; Каймаклы поменьше - 4 уровня [2].

around Goreme Окрестности Гёреме по туристской схеме

За 4 MTL с троих доехали до новой автостанции в Невшехире. Приятно снова оказаться среди нормальных людей. Положили рюкзаки в emanet и поехали в Деринкую, автобус ходит раз в полчаса - час, стоит 2 MTL, ехать 29 км меньше часа.

Деринкую - небольшой поселок, при въезде отвилка на Ешильхисар, у самой остановки - желтый указатель на Yeraltı Şehir (подземный город). Большая площадь с собором угловатого поздневизантийского вида, закрытым на замок. Билет в подземелье стоит 4 MTL, там местный парнишка взялся нас водить. Внутри много народу группами, везде висят лампочки, боковые проходы закрыты решетками или бетонными пробками. Есть проходы широкие и высокие (например, 1х2 м), есть такие, что только пролезть - вентиляционные, есть и совсем узкие дырки - переговорные. Вентиляция сходится в здоровенные вертикальные колодцы метра полтора в диаметре и глубиной до 55 м. Помещения в основном небольшие, скажем 3х4х1.8 м, разного назначения - кухни, спальни, кладовые, места собраний. Потолки сводчатые, стены выровнены, но не слишком тщательно, в жилых помещениях - в "сеточку". Переходы между уровнями - узкие тоннели с лестницами, кое-где с каменными круглыми "дверями".

Говорят, имеется переход в соседний подземный город Каймаклы (9 км). Говорят, выходов раньше было десятка два. Говорят, начали рыть эту штуку за 2000 лет до н.э. хетты, потом христиане углубили и расширили. Говорят, при нужде здесь могло спрятаться 5 тысяч человек на несколько недель, а то и месяцев, хотя постоянно вроде бы не жили. Говорят, под восемью доступными для туристов есть еще четыре уровня, куда их (нас) не пускают.

Впрочем, крупные помещения не бывают непосредственно друг над другом и трехмерную систему образуют только тоннели. На восьмом уровне имеется большой зал крестообразной формы - церковь, рядом зал суда, неподалеку еще зал с колодцем, который вел в склеп первосвященников тридцатью метрами ниже; сейчас колодец закрыт глиняной пробкой. Никаких росписей нет, не считая пятен охры на верхних "хеттских" этажах и нацарапанных кое-где латинских букв. Общее впечатление, на самом деле, мрачное: 5 тысяч человек на одной подводной лодке.

Парнишка довел нас до выхода, махнув рукой в еще один ход - "там посмотрите сами" и получил условленные 3 MTL. Тем временем Антон приотстал и немного походил с какими-то американцами. Потом мы с ним пошли назад, посмотрели охру на стене, сунулись в приглянувшийся отводник - там через двадцать метров полузакрытая с нашей стороны каменная дверь, потом пошли в другой отводник с проводами, но без лампочек - там две комнаты, вентиляционные дырки и ход по дуге наверх, перекрытый метров через пять завалом. Посидели без света, послушали. Ощущения: во-первых, близко поверхность, во-вторых, строители этого лабиринта не были похожи на нас.

Вернулись к выходу, посмотрели помещения впереди - большие залы: винодельня, церковь с купелью и даже церковная школа с каменными скамьями, видимо, поздней христианской постройки. Антон туда не полез, сказав Олегу, что пойдет наверх; Олег присоединился к Саше, но ничего не сказал. Саша, обойдя с Олегом дальние помещения, решил ждать Антона и просидел десять минут у стрелки "выход". Потом все-таки вылез очень злой и увидел Антона, недоумевавшего, почему остальные еще внизу [3].

Derin Kuyu stands for Deep Well Дерин Куйю означает "глубокий колодец"
a large cave room at Derinkuyu Один из залов подземного города Деринкую
an underground street "Улица" подземного города
gatestone Каменная дверь
Derinkuyu underground city - tourist map Подземный город Деринкую. Туристская схема.
Кликните, чтобы увидеть увеличенный вариант

Посовещались, куда ехать дольше: в Каймаклы - Невшехир, Соганлы или куда-нибудь еще. Автобусы ходят только в Невшехир. Решили попробовать доехать по Ешильхисарской дороге до деревни Гюзельёз, где на "туристской схеме" обозначено несколько церквей. Поменяв в местном банке деньги, вышли на развилку: trafik yok (ничего не едет). Все-таки появилось такси, сторговались на 12 MTL и поехали. Вокруг - сначала ровная степь с холмами, потом вдруг там и сям появляются каньоны. Дорога спускается в самый большой, посереди которого и стоит деревня Гюзельёз. Прямо в ней отводник налево на Ургюп и, к удивлению Саши, указатель "Соганлы 11 км" вперед на Ешильхисар. Таксист спросил у местных, где тут церковь - те показали в сторону Ургюпа. Проехали около километра - действительно, справа рядом с дорогой в скале виднеется красивая арка с орнаментом.

cave church near Guzeloz village Вход в пещерную церковь на окраине деревни Гюзельёз

Вылезли, осмотрелись. Основной каньон, по которому идет дорога Деринкую-Ешильхисар, имеет глубину метров триста, а в профиль форму U - осыпь у дна, отвес метров семьдесят, сыпучая наклонка наверху. Дорога на Ургюп отходит в его приток - долинку с сухим руслом ручья, довольно быстро набирающую высоту. Мы стоим в ней как раз на уровне отвесных стен; еще выше она выполаживается, принимает профиль V, а затем выходит на плато. Внизу, возле самой деревни, в вертикальных стенах основного каньона и его притока надолблено очень много дырок.

Зашли в церковь: 5х5х5 м, крестообразная в плане, на полу толстый слой пыли, в центре кто-то выкопал шурф на полметра. Напротив входа - алтарь, наверху - круглая ниша, имитирующая барабан и купол. На стенах красивые полихромные фрески в не очень плохом состоянии, кое-где даже понятен сюжет. Из виденного похоже на крымских "Трех всадников", или на нижний слой в Сумеле, меньше на русские росписи X-XIII веков [4]. Общее впечатление светлое: гармоничные цвета, осмысленные индивидуальные лица. Пофотографировали, вышли. В той же скале левее и выше входа - еще одна дырка с орнаментом: посередине окно прямо в алтарную часть, под ним - могильная выемка. Так-то. Как и в церквях Гёреме, алтарь ориентирован не на восток, а просто напротив входа. Ниже входа справа и выше алтарного окна виднеются входы в какие-то еще помещения, засыпанные пылью.

paintings in the cave church near Guzeloz Росписи пещерной церкви на окраине деревни Гюзельёз
paintings in the cave church near Guzeloz

Вернулись на асфальт и пошли по нему наверх, по схеме там еще церкви. Саша отковырял камушек из стенки дорожной выемки - оказался отличный плотный белый известняк. Метров через пятьсот долинка-приток кончилась, дорога продолжается по плато, впереди ничего интересного не видно. Собирается очередной дождь. Развернулись, пошли вниз к деревне, прошли знакомую церковь. Метрах в двухста вниз по дороге виднеются еще входы. Первый: небольшая комната с нишами. Второй: скальная церковь, похожая на первую, но без росписей и с еще одним отделением справа. Стены выровнены "в сеточку", кое-где следы штукатурки. На одной нацарапан крест с расходящимися концами. Впечатление тоже неплохое. Перед третьим входом выемка-могила, за ней комната. В левом ближнем углу виден небольшой тоннель - рукоход вглубь массива с небольшим понижением. Антон залез с фонарем, дошел до тупика с кучкой костей. Саша и Олег полезли тоже. Через 2-3 метра расширение с каменной дверью, еще метрах в пяти - второе, за ним в паре метров глухой затык. На полу много пыли и костей, включая челюсть, похожую на человеческую. Вылезли, порадовались свежему воздуху. Прошли еще немного под стеной, входов больше не видно.

cave church near Guzeloz Скальная церковь и убежище на окраине деревни Гюзельёз
caves in cliffs above Guzeloz village Пещеры в скалах над деревней Гюзельёз

На другом борту притока, через дорогу, виднеется много дырок разной формы в 3-4 яруса. Решили начать с самых дальних от деревни. Перешли овраг, поднялись по крупной пологой сыпухе. Дырки в отвесных стенах в трех-пяти метрах над землей, к ним ведут выдолбленные выемки-ступеньки. Изрядно покорячившись (пошел дождь), Саша добрался до одной из дырок: внутри две комнаты с большим количеством ниш, стены и пол неровные, в дальней комнате есть окно. Снаружи видно, что следующее окно всего в метре-полутора на том же уровне, внутри же - глухая стена. Слезли, пошли вдоль стены в сторону деревни. Прошли несколько мелких "секций" по 2-5 окон, дальше - крупнее. В одной оказалось комнат пятнадцать в четыре уровня. Вход на нижний - чуть ниже уровня земли - был когда-то перекрыт каменной дверью. Ходов вглубь массива не видно, одна-две комнаты и всё. Стены грубо выровнены в сеточку, много ниш. Переходы между уровнями - колодцы высотой около метра с долблеными ступеньками в стенках. Похоже на крымские Шулдан или Эски-Кермен.

Налазившись, пошли вниз в поселок и набрели на пансион "Flower". Хозяин пригласил зайти, хотя как-то неохотно, принес чаю. Олег увидел выставленные на продажу шерстяные носки и бросился их покупать. Вид внутри опрятный, но совсем не турецкий, а рассчитанный на туристов; Антону сильно не понравилось. Олег накупил носков на $25, причем хозяин не уступил ни копейки. Саша спросил, сколько будет стоить доехать до Деринкую. Хозяин показал на свой микроавтобус и не моргнув глазом ответил - $40, после чего принялся объяснять, сколько гульденов стоит километр в Нидерландах. Саша решил, что это уже не прикольно и стал прощаться. Хозяин запросил 1.5 MTL за выпитый нами чай, получив их, сказал, что ладно - довезет нас за 20 MTL. Мы откланялись и ушли вниз к основной трассе.

Там сразу увидели несколько стоящих легковушек и минибус. Спросили у местных в минибусе, едут ли они в Деринкую, те ответили - да, прямо сейчас. Немного подумав, все же запросили с нас 5 MTL и отправились. Приехали в Деринкую, расплатились, почти сразу подошел автобус в сторону Невшехира. Доехали на нем до Каймаклы (4 MTL со всех), прошли через сувенирные ряды ко входу в подземелье - закрыто. После 18-ти часов никого не впускают, только ждут, когда все выйдут; сейчас 18:15 [5]. Олег и Антон пошли покупать сувениры, Саша полез на пригорок, в который ведет вход. Там все изрыто гротами, наверху же было большое кладбище - прямо в скале вырублены характерные выемки в несколько рядов [6]. Пытался увидеть вентиляционную шахту, но не нашел. Пошли на остановку и уехали в Невшехир к 19:40.

Уже виденный утром автобусный агент поймал нас в дверях и быстро выписал три билета до Антальи по 15 MTL. на 20:00. Подошел Антон и сказал, что в соседней кассе продают на 21:00 по 12 MTL - однако было поздно. Вскоре подошел транзитный автобус "Tokat Itimat" в Конью-Фетхие, нас в него усадили. Оказалось, что в Анталью он не идет, и ночью в Ыспарте нужно будет выйти и пересесть. Саша провозгласил: "Никому нельзя верить на автостанции", поскольку утром его уверяли, что последний автобус на Анталью в 20 ч и потом уже не будет.

Среди ночи вылезли в Ыспарте, идет мелкий дождь. Проводник автобуса передал нас агентам своей кассы и укатил, мы остались ждать. Подошел парень, поговорил с нами по-английски. Он итальянец, работает в Турции фотографом, ездит по городам. Когда разговор перешел на политику, нас позвали и усадили в автобус Ыспарта-Конья другой компании. В результате засыпа́ть пришлось под разные мрачные мысли.


  1. Духовный деятель XIII века, основатель дервишеского ордена Бекташи. Родился в Нишапуре ок. 1245 г, учился у Хаджи Ахмада Ясави в Туркестане, потом перебрался в Турцию. Похоронен в городке Хаджибекташ недалеко от Невшехира, в "главных аппартаментах" своего ордена. Теперь там музей  <
  2. В границах Йозгат-Киршехир-Невшехир-Нигде-Кайсери насчитывается до 400 подземных поселений. В книжке "Underground Cities in Cappadocia" приводятся планы девятнадцати. Типы планировки: (1) "город" с жилыми и общественными помещениями, соединенными переходами (2) крупный центральный зал, по периферии окруженный мелкими (3) сетка тоннелей, кое-где расширяющихся в залы (4) несколько залов-гротов один над другим в вертикальном обрыве. Изрытые неглубокими пещерами холмы, типа крымского Эски-Кермена, здесь встречаются повсеместно и подземными поселениями не считаются.
    Связь этих сооружений с хеттами археологически не доказана, хотя (а) хеттские рельефы и надписи часто встречаются поблизости (б) хетты умели строить крупные сооружения из камня и рыть тоннели. Не обнаруживается в них и предметов, свойственных холмам-городищам. Зато несомненна связь с поселениями и монастырями греческого и римско-византийского периода (II в до н.э. - Х в н.э.)  <
  3. В 2001 году беспричинный разрыв общего поля внимания группы казался очень неправильным событием. В конце 2000-х уже никто обычно и не ожидает, что группа будет вести себя как целое, даже в чужой стране. Что-то поменялось в обычаях...  <
  4. Очень похожая фреска обнаружилась на обложке кассеты с грузинской духовной музыкой  <
  5. В Lonely Planet Turkey говорится, что из-за обилия туристских групп в пик сезона (в июле - августе) в Каймаклы и Деринкую лучше занимать очередь с утра  <
  6. Пора уже констатировать закономерность: в греко-христианской Каппадокии уважаемых людей зачастую хоронили где-нибудь на высоком месте  <

11.5.2001 пятница. Анталья

На рассвете проснулся в автобусе - вокруг высокие скалистые горы, потом озеро среди них, плотина, вода сливается в очень узкий и глубокий каньон, потом серпантин вниз, равнина, пригородная густая населенка. Прибыли часов в восемь, не выспались. Огромный автовокзал с площадью под железной крышей. Чисто, мраморные плитки, пальмы. Положили вещи в камеру хранения, с трудом углядели среди сервисных микроавтобусов городской "Terminal bus", сели в него, заплатив по 400 тыс TL. Водитель пообещал сказать, когда будет Turist Office. Долго ехали по городу среди одинаковых бетонных коробочек в 5-7 этажей. Наконец, увидели море, потом высокий кирпичный минарет [1], какие-то каменные стены с башнями, потом опять бетонные дома в стиле центра Сочи. Автобус развернулся и поехал назад другой дорогой. Опять спросили водителя про Turist Office, через две остановки он показал выйти и идти в сторону моря. Вышли обратно к башням. Купили и съели по бублику, увидели поблизости стенд со схемой города. Искомый офис на ней отмечен, но в какой это стороне от нас - все равно непонятно. Рядом будка с надписью "Zabita" (полиция), в ней улыбчивый служащий, не понимающий английского; он подозвал еще какого-то мужика, одетого как ковбой и англоговорящего. Тот объяснил дорогу (соседнее здание с общеизвестными Turkish Airlines), а потом стал уговаривать устроиться в Őzel pansion, показывая проспект оного с полуодетыми дамами, восседающими на кроватях в одно- и двухместных номерах. Еле отделались. Дошли до туристского офиса, оказалось метров триста. Дали нам карту Антальи и несколько проспектов на русском языке ("Турция - ворота в рай"). Про офис Аэрофлота господин знал только телефоны в аэропорту и в Анкаре; зато у него есть знакомый хороший пансион в пригороде по дороге в порт - всего $20 с троих в сутки. Обещали подумать.

Зашли в близлежащие кассы Turkish Airlines, там предлагают билеты в Москву по $580. Вышли обратно к морю, объясняя себе, что все-таки придется ехать в аэропорт, а потом уже все остальное. Единственный автобус ходит туда от касс восемь раз в день. Антон задумался, не взять ли напрокат машину. Решили еще немного погулять по центру, поесть и ехать. Разглядывая сверху старую гавань, разговорились с работником кафе, оказавшимся курдом из Диярбакыра. Спустились к морю на мол. Вышло солнце, припекло, показались иностранные отдыхающие. Посидели у моря, полюбовались на отдаленный берег с огромными гостиницами, над ним - красивые горы с крутыми обрывами. Вода очень прозрачная, почти синего цвета.

Старый квартал у гавани (Kaleiçi, Кале-ичи) весь занят пансионами, гостиницами, сувенирными лавками и кафе с одинаковыми высокими ценами. Народ приставучий и лукавый. Набрели на местную достопримечательность - Keşik Minaret Mosque, Мечеть С Обрезанным Минаретом. Сначала тут был античный храм, потом византийцы построили церковь, арабы перестроили ее в мечеть, крестоносцы (Балдуин, Король Кипра) - обратно в церковь, турки - снова в мечеть. В 1860 году она, наконец, сгорела, в коем виде пребывает и поныне. Прошли мимо какого-то сомнительного Музея Средиземноморской цивилизации и вышли к самой древней постройке города - воротам императора Адриана 130 года н.э. с красивыми колоннами и лепниной в манере Московского метро 50-х годов [2].

monument of Ataturk with revolutionary nude woman Памятник Ататюрку в Анталье.
Спутница Вождя в освободи­тельном порыве сбросила паранджу, бывшую, по-видимому, ее единст­венной одеждой [3]
bay of Old City of Antalya Анталья. Гавань Старого Города
Mediterannean sea Раздумья над Средиземным морем: может, уже искупаться?
Emperor Hadrian Gates, the oldest building of Antalya Анталья. Ворота императора Адриана, II век н.э.

Наконец выбрались из туристского квартала, перешли главную улицу (Atatűrk Cad.) и увидели нормальное кафе с сидящим за столиком турком с газетой. Он вызвался помочь с заказом блюд, но мы справились сами, объяснив ему, что уже неделю в Турции. Тогда он перешел на русский и мы поговорили про политику и порядки. Он много раз бывал в Москве и России, насмотрелся. Узнали от него, что в Турции нет прописки, основной документ - карточка с фотографией, похожая на водительские права [kimlik], а паспорт получают только для заграничных поездок. Поев, нашли такси, сторговались с "таксиметра" на 8 MTL и покатили в аэропорт.

Там у всех входящих просвечивают сумки; про офис Аэрофлота полицейские не знают, но есть очень много всяких других. Нашли три прилавка, где продают билеты на Москву: Casio (Perm Airlines, Nizhegorodskii avialinii...), Adriatic (Sibir Air, несколько украинских), Vaso/Cresta (Vnukovskie avialinii, еще украинцы) - у всех чартерные рейсы на Москву за $100-120; сегодня есть, в субботу нет, но может быть будет, в воскресенье - много рейсов, в понедельник - опять нет. Нашли "Аэрофлот" на втором этаже среди служебных помещений - там регулярные рейсы по $176, но все забито до 15 мая - "последний вывоз" с майских праздников. Пошли обратно в Adriatic, там велели подойти через час и действительно продали нам по $100 три билета на рейс "Сибирских Авиалиний" 13 мая в 9:30. Светит солнце, жарко, хочется в море. Пошли в сторону аэровокзала местных линий Havaş, вдруг найдется городской автобус (международных туристов возят сервисные автобусы их турфирм) - не нашлось. Доехали на такси до автостанции за 12 MTL.

При входе на автостанцию на нас набросились сразу несколько автобусных агентов: "Excuse me, where do you go?" - "To the emanet " - честно ответили мы им. Вынули рюкзаки, посмотрели карту и решили ехать в район огромного городского пляжа Konyaaltı (Коньяалты) - искать пансион, селиться и бежать купаться. Действительно, автобус №2 идет по 100.Yil Bulvarı (Бульвар 100-летия Ататюрка) в нужный район. Выскочили из автобуса, когда он свернул с бульвара обратно к автовокзалу и увидели Uygulama Hotel. Там сказали, что дальше по этой же улице Akdeniz C. полно пансионов; пошли в ту сторону. Рядом остановилась машина, мужик спросил по-английски, куда мы идем. "- Ищем пансион - Дешевле всего в Старом городе. Хотите, отвезу и устрою - Нам не нравится в Старом городе. Мы хотим здесь - Ладно, давайте по миллиону TL и поедем искать"

Действительно, в километре - двух дальше их несколько на выбор; остановились на Tuna pansion за 20 MTL со всех за две ночи в трехместном номере с душем. Мужика зовут Алекс, работает таксистом, очень любит русских, по его словам. Договорились, что отвезет нас послезавтра утром в аэропорт.

Бросили вещи в комнате, побежали на пляж - метров двести. Там сидят несколько одетых местных и пьют пиво; только один гражданин загорает в плавках. Выкупались: вода почти теплая и сильно соленая. Полежали с полчаса на гальке. Подошли местные с пивом: "-Soğuk! Soğuk! (Холодно же!) - No soguk! Normalno! - !" Солнце скрылось, мы оделись и ушли.


  1. Yivli Minaret, построен турками в XIII в  <
  2. Потолок станции Курская-радиальная  <
  3. "- Веня! Скажи мне... Женщина востока... Если снимет с себя паранджу... На ней что-нибудь останется?.. Что-нибудь есть у нее под паранджой?.." В.Ерофеев Москва-Петушки::Дрезна - 85-й километр  <

12.5.2001 суббота. Анталья -Конья -Анталья (Саша); Анталья -Аспендос -Анталья (Антон и Олег)

Рассказ Саши. Проснулся в начале седьмого, уже светло, будильника не слышал. Умылся, стрельнул у Антона 20 MTL, отказался от фотоаппарата, переложил паспорт и $50 из сумки по карманам и пошел. Прошел по Akdeniz Bulvari с полкилометра, думая встретить такси, и действительно увидел стоящую в глубине квартала желтую машину. Водитель, сидевший рядом в будке, при виде клиента сразу же вскочил, и мы поехали на автовокзал (4.8 MTL по счетчику).

Обменный пункт на автовокзале не работал. Первый спрошенный кассир сказал, что на Конью автобусы будут в девять и в двенадцать, второй - показал пальцем на своих часах на 7:30, я кивнул, и мы с ним побежали через весь вокзал к еще одной кассе, где мне за 8 MTL дали билет на автобус "Kontaş". Еще с несколькими пассажирами сели в сервисный микроавтобус, отъехали километра два и перегрузились в большой автобус, стоящий на стоянке у заправки - похоже, такова здесь обычная процедура посадки на проходящие рейсы.

До Ыспарты ехали по местам, уже виденным вчера утром. В городе и у автовокзала - толпы турецких призывников с баулами, вокруг города - военные лагеря. Дальше вдоль дороги опять горы, потом город Егирдир у красивого большого озера (горы на другом берегу едва видны) и учебный лагерь горных стрелков, потом еще одно озеро с высокими горами в снегу [1], потом Анатолийское нагорье: зеленые поля, деревни, скалистые возвышенности с гротами. Очень красиво. Проехали перевал 1500 м и начали спускаться в котловину, в которой лежит Конья. Город с населением 600 тысяч, большой и разбросанный. Долго ехали по окраинам до автостанции. Отдаленно похоже на Кайсери - широкие улицы, бетонные дома, офисы, заводы. Много современных мечетей из монолитного железобетона - получается у турок по-своему неплохо, в стиле нового московско-лужковского храма Христа Спасителя. Прибыли в 14 ч - 6:30 в пути.

Спросил у местного, как попасть в центр. Тот спросил у другого местного, тот показал пальцем направление. Пошел туда и вышел на проспект с трамвайными путями. Купил билет за 250 тыс TL, прошел по нему на отгороженную остановку. Спросил у билетера, какой номер идет в центр. Тот ответил "пятый", но когда подошел №2 Universitet - Aladin Zafer, показал садиться (позже оказалось, что есть только №1 и №2, каждый по своим путям). В трамвае много молодежи образованного вида. Спросил у одного парня, говорит ли он по-английски, оказалось - да. Зовут его Бакир (в честь Абу Бакра), сам он из Эрзинджана, учится в университете, они с товарищем по имени Алпарслан едут тоже в центр и будут рады показать мне мечеть Мевляны [2].

Доехали до конечной остановки у холма Аладина, пошли по большой улице. По дороге поменял $40 (1:1142000). Прошли мечеть Шамса Тебризи, потом какую-то квадратную сельджукскую постройку 1208 года, потом большую мечеть Селима Явуза и вышли к Мевляне. Прошли во двор (с меня 2 MTL, студенты бесплатно). При входе в здание обувь снимают, но не ставят на полку, как обычно в мечети, а несут с собой в пластиковом пакете. Внутри большой объем, много надгробий: самое большое - самого Джалал-ад-Дина и его брата [3], поменьше - их многочисленных учеников, в основном султанов и визирей. Остальное пространство - музей: витрины с роскошными изданиями "Месневи", стеклянные цветные ламповые стекла, подаренные египетским султаном, подлинная хырка (грубой ткани халат) ранних Мевлеви и т.п. В отдельной витрине - ларец с фрагментом бороды Пророка, мир ему. Много местных, почтительно ходят и смотрят, но особенной религиозности не чувствуется. Спросил у студентов, могут ли они читать по-арабски. Говорят, читать буквы могут, но самого языка не понимают. Вышли, обменялись телефонами и попрощались, я пошел смотреть дальше.

Напротив мечети во дворе два здания, принадлежавших ордену Мевлеви, там тоже музей: восковые фигуры дервишей за чтением Корана или исполняющих свое кружение. Карта распространения ордена: густо в Анатолии, немного на Балканах, отдельный центр в Тебризе. Еще во дворе имеется красивый большой фонтан под навесом, рядом другой - поменьше, с чашечками в стиле Бахчисарайского, только вместо капающих "слёз" здесь тонкие льющиеся струйки. Ходит много народу - турок и европейцев. Продают сувениры - расписные тарелки, коврики, картины - похоже, лучшая лавка в городе. Немного посидел и вышел со двора.

Вокруг музея - большое кладбище и какие-то грязноватые кварталы. Обошел кругом и пошел шататься по центральным улицам. Там лавки, как в центре Трабзона. Зашел в книжный магазинчик, спросил, есть ли что нибудь на английском. С трудом отыскали брошюру по исламу на немецком, хотя магазин явно хороший и все полки уставлены фолиантами с названиями по-турецки и по-арабски. Неподалеку - большая мечеть XVII века с украшениями в стиле европейского барокко, называется Азизийе. Подумал, может зайти внутрь - увидел рядом с дверью правила для "уважаемых туристов" на четырех языках: обувь снимать, громко не разговаривать, во время молитвы не фотографировать. Вошел, внутри - огромный купол без колонн (научились за 500 лет !), тихо, несколько турок молятся или учатся читать Коран. Вышел, побрел дальше. Увидел "локанту", зашел, скушал фасоль - "курум" и "етлиекмек", особое блюдо Коньи. Оказалась лепешка, обмазанная мясным фаршем с овощами и обжаренная. Просто, но очень вкусно. Вышел опять к холму Аладина, с этой стороны на нем какие-то бетонные здания.

Пошел обратно, набрел на мечеть Шамса Тебризи посереди скверика. Тихое приятное место. Зашел, внутри в углу надгробие самого Шамса, освещенное зеленым светом через цветные витражи. Обстановка совсем не светская, наводит настроение медитативное и углубленное. Заходят местные, молятся серьезно. Постоял, вышел, направился опять в сторону Мевляны, думая купить сувениров, но что-то их не видно.

Konya, Moscue of Mevlana Jelal ad-Din Rumi Конья. Мечеть и мавзолей Джелал ад-Дина Руми
(этот и три следующих снимка - 2005 года)
Tombs in the Moscue of Jelal ad-Din Rumi Надгробья в мечети Джелал ад-Дина Руми
Konya, Aziziye Moscue Мечеть Азизийе
Tomb of Shams-i Tebrizi Надгробье Шамса Тебризи

Спросил местных про маршрутку до автостанции, показали на ближайшую остановку. Дождался и поехал опять через весь город. На холме Аладина видны остатки стены, накрытые сверху бетонным куполом, неподалеку еще несколько старинных сельджукских и османских построек, потом еще долго ехали по современным кварталам. Добравшись до автостанции, увидел у перрона автобус "Kontur" на Анталью в 19:00 - через пятнадцать минут. Побежал в их кассу, купил билет за 8 MTL, сел в автобус. Выехали из Коньи, начался дождь. От Сейдишехира поехали незнакомой дорогой по мокрым серпантинам в темноте. В автобусе включили телевизор и показали американское кино: сначала какие-то неприятные ученые ставили опыты на страшных зубастых акулах на базе посереди океана, потом налетел ураган, подопытная акула откусила одному ученому руку, они вызвали вертолет, тот врезался в их здание, все стало гореть и затопляться, ученые стали спасаться бегством, и наконец акулы сожрали всех, кроме единственных приличных ребят - повара-негра и аквалангиста-укротителя. Приснится же такое...

Проехали Манавгат и по ярко освещенной приморской трассе доехали до Антальи в 0:10, 5:10 в пути. Последний городской автобус ушел, говорят, в двенадцать; поехал на такси. По счетчику вышло 8 MTL вместо утренних пяти. Антон и Олег, оказывается, тоже недавно приехали из Аспендоса, где смотрели "наиболее хорошо сохранившийся античный театр" за 7 MTL с носа. Выпили чаю, разделили добычу - карты и проспекты из туристских офисов.

Roman theatre at Aspendos Римский театр в Аспендосе
Roman theatre at Aspendos
Roman theatre at Aspendos
Roman aqueduct at Aspendos Римский акведук в Аспендосе
Turkish carpet seller Торговец коврами в Анталье

  1. Бейшехирское озеро и хребет Дедегёль. Гора Дедегёль 2980 м - высшая точка района. См. также отчет 2005 года  <
  2. Мевляна, мауляна - почетное наименование духовных вождей. Здесь: Джалал-ад-Дин Руми. Мечеть, где он похоронен, тоже называют Мевляна.
    Руми родился в 1207 году в городе Балхе (километрах в семидесяти от Термеза на афганской стороне) в семье известного ученого-законоведа и суфия Баха Валяда. Спасаясь от надвигавшихся монголов, в 1219 году они отправились в Мекку, посетив в Нишапуре престарелого Фарид ад-Дина Аттара. Из Мекки они отправились в сельджукский Конийский Султанат, где Баха Валяд занял высокое положение среди ученых. Руми тоже стал ученым правоведом. В 1231 году Баха Валяд умер, а в Конью прибыл его ученик Бурхан ад-Дин Термизи, бывший для Руми духовным руководителем до своей смерти в 1240 году. В 1244 году в Конье появился Шамс ад-Дин Тебризи, "король бродячих дервишей", встреча с которым сильнейшим образом отразилась на состоянии Руми. Вместо занятий самосовершенствованием и чтения проповедей он стал впадать в экстазы и говорить стихами. После этого до конца жизни (1273) Руми создавал поэтические произведения и руководил многочисленными духовными последователями. - У.К.Читтик, "В поисках скрытого смысла"  <
  3. По мусульманскому обычаю, на всеобщем обозрении находится памятник-кенотаф. В нескольких метрах под ним в особой комнате находится собственно надгробие, под ним захоронено тело в саркофаге.
    "Расположение и конструкция захоронения соответствуют суфийской мистической философии. Подземная комната - крипта расположена в семи метрах ниже уроня пола. Тело заключено в тройной саркофаг, состоящий из водонепроницаемой кирпичной кладки, промежуточной оболочки из свинца и внешней - из жасминового дерева" - так описывается в путеводителе могила другого выдающегося лидера - Хаджи Бекташа  <

13.5.2001 воскресенье. Анталья - Москва

Всю ночь шел дождь. Карты и проспекты лежали на тумбочке под окном и сильно подмокли от брызг, проникавших через щели в раме. Встали в 6:15 с трудом, собрались, в 7:05 приехал Алекс. Погрузились, попрощались с хозяином, поехали в аэропорт по-прежнему под дождем. Отдали Алексу условленные 12 MTL, попрощались и пошли на регистрацию.

Впервые после долгого перерыва увидели толпу соотечественников, измученных средиземноморской курортной жизнью. Зарегистрировались, пошли на посадку. Антон и Олег чего-то там докупили в Duty Free на остатки туркишлир, цены головокружительные. Посадка долго не начиналась. Саша принялся созерцать пассажиров разных стран, движущихся к своим самолетам. Наконец, объявили посадку. Олег проскочил контроль, пробежал через накопитель и прилип к окну, под которым стоял Ил-86 "Сибирских Авиалиний". Антон, наоборот, устроился на скамеечке, почитывая книгу и поглядывая в сторону ворот. Саша продолжал свои наблюдения, стоя невдалеке от турецкого служащего. Все-таки через полчаса оказались на своих местах в самолете, а еще через полчаса он, наконец, взлетел. Подали завтрак - турецкую имитацию советского общепита, потом мы посчитали расходы. Турецкая часть программы обошлась каждому в $150 (без сувениров), а все путешествие, считая паром, самолет, поезд и рублёвые траты в Сочи, в $400. Самолет пошел на посадку в "Шереметьево-2", 2:30 в воздухе.

В Москве тоже дождь, холодно - градусов десять. Саша поспорил с Антоном на бутылку вина, что быстрее чем за час мы в город не выйдем; и действительно, в 15:38 по Москве мы еще стояли перед паспортным контролем. Наконец, все прошли, Антона встретили его коллеги с работы на машине. Саша и Олег доехали до "Войковской", напоследок Саша забрал у Антона свою горелку и полный газовый баллон, коварно провезенный тем в своем рюкзаке.

Конец

Ссылки:

  1. С.Шихачевский. Каппадокия как место сплетения культурных традиций. Роспись древних подземных храмов и монастырей
  2. Вариант отчета о Каппадокии, опубликованный на сайте Underrealizm - виртуальная пещера
  3. Книга "Underground cities in Cappadocia" (.djvu, 4.4 MB) на сайте PRO Speleo
  4. Отсканированную карту Каппадокии (1 см - 7.5 км, 770 KB) можно скачать здесь . Новую (2009) туристскую схему (1 см - 1.8 км, 845 KB) - здесь 
  5. Новые отчеты по Каппадокии - 2009 на нашем сайте: Аванос - Чавушин - Озконак и  Озконакский подземный город
  6. К началу, к Содержанию