Турция - 2001. Приключения начинающих бэкпэкеров

© Текст, примечания, рисунки - А.Рощин 2001-2009
© Фотографии - А.Горяинов, О.Малышев 2001, А.Рощин 2009

Полный маршрут: Москва - Сочи - окрестности г. Сочи (Якорная щель, Головинка) - Трабзон - окрестности г. Трабзон (Вазелон, Сумела) - Кайсери - Каппадокия (Гёреме, Ортахисар, Невшехир, Деринкую, Гюзельёз, Каймаклы) - Анталья - Конья, Аспендос - Москва

Участники: Саша, Атон, Олег (г. Москва)

Время проведения: май 2001 г

Это не только информация о Турции, но и правдивый рассказ о том, как люди вызывают на себя некоторый поток событий, а потом более или менее успешно с ним управляются. Характерное отвязное состояние ума, возникающее когда думаешь по-английски, говоришь по-русски и пытаешься при этом еще учить турецкий, тоже нашло здесь свое выражение. Как и проблема переноса отечественного туристского и культурного опыта в совершенно не приспособленную к нему заграничную действительность. А заодно и труднопередаваемое ощущение, что все разнообразие поисков имеет один конец - где-то совсем рядом с их началом.

Мелкие подробности при редактировании были оставлены - из песни слова не выкинешь. Конечно, к нынешнему времени (2009) произошли некоторые перемены, например гостиницы "Чайка" и парома "Аврасия" больше нет, построены новый международный терминал на Сочинском морвокзале и роскошное шоссе вдоль северного побережья Турции. Вместо миллионов лир (MTL) с 2005 года в ходу новые лиры (YTL), курс лиры к доллару снизился примерно на треть, и все цены выросли в полтора-два раза.

Часть 1. Сочи - Трабзон - Кайсери

Дневник с комментариями

29.4.2001 воскресенье. Отъезд

Вечером - отъезд из Москвы на поезде в Адлер. Поезд отправился с Казанского вокзала через Рязань - Воронеж (привет свободной Украине - новому европейскому государству), пятнадцатью минутами раньше с той же платформы ушел №224 на Душанбе (привет Средней Азии). Попали в один вагон с группой московских спелеологов, едущих покорять пещеры хребта Алек (привет подземному миру).

30.4.2001 понедельник. Поезд

1.5.2001 вторник. Сочи - Якорная щель

Рано утром прибыли в Сочи и пошли с рюкзаками на морвокзал. Там - обилие вывесок про рейсы на Трабзон и кассовый павильон с несколькими закрытыми дверями и окошками. В четверть девятого открылась касса №7. Там сказали, что у них сегодня ничего нет, завтра, может быть, будет теплоход; "Кометы" же вообще не ходят поскольку недостаточно пассажиров. Положили вещи в камеру хранения на морвокзале и пошли гулять: центр города, побережье, дендрарий, обратно в центр автобусом. Зашли в авиакассы: есть один рейс в неделю до Стамбула, отлет в субботу. Гостиницы: "Московская" от 300 рублей за человеко-день, "Чайка" около 220. Решили все-таки уехать из города и постоять у моря в палатке, благо имеется все необходимое и даже мобильные телефоны. Купили билеты на электричку, сходили еще раз на морвокзал. В кассе №7 говорят, что завтра, наверное, тоже теплохода не будет, но вы позвони́те. У причала стоит турецкий паром "Сельчук", но пассажиров не берет. Забрали вещи, набрали воды в бутылки, сели в электричку и поехали.

После сложных выкладок (карту Краснодарского края забыли дома) вышли на остановке "Якорная щель". Прошли по рельсам вперед до конца населенки и еще метров шестьсот, слезли на галечный пляж прямо под высоким парапетом железнодорожной насыпи, позагорали, желающие выкупались. Поели макарон с сыром и улеглись спать, Саша - на коврике у палатки. Ночью светила полная луна, море казалось маслянистым, а бетонный парапет выглядел древней Китайской Стеной.

Black sea and gray wall Черное море, серый парапет

2.5.2001 среда. Якорная Щель <> Головинка

С утра пасмурно. По морю на лодках плавают местные. Уговорил Олега свернуть палатку, сходил к ближайшему ручью за водой, умылся - выкупался. Вода холодная, но плавать можно. Позавтракав, пошли с Олегом в Головинку: вылезли вдоль ручья на автодорогу и по ней вперед 3 км. Купили хлеба, ножницы и отвертку в ремнабор, ложку для меня. Хотели обратно вернуться по шпалам - жд мост через реку Шахе сторожит мужик с ружьем и никого не пускает. Уехали на маршрутке.

Вернулись около половины пятого. Антон позвонил со своего телефона в кассу №7. Там ничего не знают, но дали телефон справочной порта. Позвонили туда - оказывается, сегодня идет паром "Аврасия", но посадка уже закончилась. Антон предложил скорее сниматься и догонять - еле удержали. Решили ехать завтра в Сочи, если ничего не поплывет - устраиваться в гостиницу. Вечером пошел дождь, переставились в кусты между железной дорогой и автотрассой, рядом с въездной табличкой "Якорная Щель".

3.5.2001 четверг. Якорная Щель - Сочи

Утром встали, свернули мокрую палатку, вылезли через кусты на дорогу и дошли до автобусной остановки. Через полчаса пришла маршрутка из Головинки, втиснулись в нее и поехали (15 р). Ехали долго, дорога сильно петляет, пересекая долины. Выгрузились на автовокзале. Посмотрели расписание: междугородных рейсов мало - МинВоды-Кисловодск через день, Ставрополь, Краснодар; Псоу (Абхазия).

Пришли в знакомую уже гостиницу "Чайка" и поселились за 400+250 р. Пошли в порт с Антоном, там нас остановили милиционеры, проверили паспорта и неуверенно пополоскали мозги насчет обязательной регистрации. Освободившись, зашли в кассу №7: "Может быть, пойдет теплоход в субботу. Отдыхайте в Сочи. - А другие? - Ничего не знаю".

Кассы паромов "Аврасия" и "Аполлония" закрыты. На другой стороне павильона - окошко справочной порта. Там вежливая дама говорит, что завтра должна быть "Аполлония". Хоть так.

Еще погуляли по городу, посмотрели картинную галерею (скучно), поели.

4.5.2001 пятница. Сочи - паром "Аврасия"

С утра Антон позвонил в порт - оказывается, сегодня будут два парома: "Аврасия" [1] должна отплыть около 15 ч, "Аполлония" - после 18. Пошли покупать билеты. Открыты обе кассы, купили на "Аврасию". Билет в 4-х местную каюту с умывальником стоит $60 рублями, еще медстраховка $5 рублями; "сидячий" на 400 р дешевле. Прошлись по парку "Ривьера", купили хлеба и редиски, вернулись в гостиницу. Собрали шмотки, сдали номер и пошли в порт. Там поели и занялись разглядыванием архитектурных излишеств морвокзала.

Sochi rules the waves Сочинская владычица морей (2009)
Sochi sea terminal Сочинский Морской вокзал.
Под шпилем видны тритончики с задранными хвостами, такие же как на постаменте на предыдущем снимке (2009)
Sochi-Trabzon ferryboat unloading Mediterannean tomatoes Паром Сочи-Трабзон в процессе выгрузки средиземноморских помидоров

Наконец, в 15 ч объявили посадку. Прошли таможню, погрузились на портовый буксир, доплыли до "глубоководного причала" и через погранпост прошли на паром. Еще часа четыре ждали, пока он освободится от груза турецких помидор под бдительным надзором десятка пограничников. Наконец часов в восемь вечера отплыли. "Аполлония" все это время маячила вдали на рейде. Пассажиров немного: турки-бизнесмены и российские женщины, всего человек двадцать.


1. Avrasya – это по-турецки Евразия (Avrupa + Asya).  <

5.5.2001 суббота. Welcome to Turkey - Трабзон

Проснулись в семь утра. Солнечно. Впереди виден уже город Трабзон - плотно стоящие многоэтажные дома с черепичными крышами, элеваторы и минареты. Успели съесть завтрак, как выяснилось, бесплатный. Отдали по $10 и забрали паспорта с уже накленными марками-визами "на один месяц с возможностью посетить Турецкую Республику Северного Кипра; трудоустройство запрещено" [1]. Сошли с парома около восьми утра. Местное время на час отстает от московского.

Без проблем прошли паспортный контроль и таможню и пошли в город, обсуждая, где бы нам устроиться. Подошел мужик и на нормальном русском спросил, куда мы идем - "Хотим в гостиницу - Какая цена для вас нормально? - Не больше $10 с человека в день - Ну, пойдемте" - привел нас в "Otel Anil", небольшая ухоженная гостиница недалеко от порта. Поселились в 3-местный номер с душем и туалетом. Как раз время завтрака, пошли пить чай. Мужик - азербайджанец из Баку, зовут Шах, три года в Турции, его приятель, Бахтияр, работает в этом отеле. Спросили, где "Бюро туристической информации" - не знает, отвел нас в бюро турфирмы "Afacan Tour". Заспанный служащий понимает по-английски, дал нам карту Трабзона и показал как идти к храму АйяСофья - оказалось, через весь город, километров пять. Поменяли деньги в ближайшем обменном пункте ($1 = 1.15 MTL) и пошли.

Народ местный просыпается и начинает ходить по улицам. Пошли по пешеходной улице с лавками - шмотки, золото, продукты, потом стройматериалы. Город застроен плотно, как Ялта. Вдоль моря идет автотрасса, там же склады и большие автостоянки. На машинах, легковых и грузовых, спереди обычно надпись: "Maşaalah", а сзади "Allah Korusun". Местные смотрят на нас с любопытством, но не пристают.

Ayasofya (God's Wisdom) church at Trabzon Храм Айясофья в Трабзоне
Ayasofya (God's Wisdom) church at Trabzon
frescoes in Ayasofya church

Вышли, наконец, к музею, заплатили по 1 MTL и вошли на огороженную территорию у церкви. Подошли турецкие школьники, пообщались по-английски. Trabzon is a nice city. Церковь построена в начале XIII века Комнинами - императорами Трапезундской Империи. В XV веке турки (Мехмед Завоеватель), заняв Трапезунд, переделали ее в мечеть, потом сделали склад, потом она сгорела. Наконец, около 1960 года ее отреставрировали и открыли как музей. Внутри просторно, есть красивые фрески, похожие на русские XVI века. По атмосфере - главная церковь людного города. Заходят местные, смотрят. Много школьников. Рядом раскопанный фундамент совсем маленькой церквушки, поодаль выставка надгробных плит, надписанных на латыни, греческом и армянском.

Вышли, пошли по другой большой улице к центру. Улицы с магазинами и конторами, больницы, два больших стадиона, приятный сквер с фонтаном и памятником Ататюрку в позе Дедушки Ильича. Рядом длинная прямая каменная стена, примыкающая к квадратной башне (Zağnos Paşa Tower), напротив - красивая мечеть Gűlbahar Hatun Moscue. Вокруг памятника дети играют в мяч. Дальше улица (Zağnos Cad.) пересекает глубокий овраг по старинному каменному мосту и подходит к развалинам Среднего города (Ortahisar).

one of Trabzon's mosques Одна из мечетей в старой части Трабзона
stone bridge and fortress wall Каменный мост через овраг и крепостная стена Среднего города (2009)
Trapezund fortress wall Вид со стены в сторону Черного моря
citadel of Trapezund Стена Внутреннего города - цитадели Трапезунда
Trapezund citadel Высшая точка цитадели

Среди остатков стен - турецкие домики с садами. Нашли проход, полазили по стенам. Кладка из отесанных камней на растворе, стена следует рельефу холма. Внутри остатки замка (Içhisar, цитадель, византийской еще постройки), реставрированная квадратная башня с турецким флагом. Детишки пускают со стены воздушных змеев. Слезли со стены и пошли по улице от моря - вверх. Увидели большую аккуратную мечеть (Bahçecik Ulu Camii), во дворе сидят местные. Пока думали, войти - не войти, один местный нас подхватил и повел внутрь. Очень здорово - огромный объем, сверху свисают светильники, на стенах красивые орнаменты и надписи по-арабски. Мужики ее как раз реставрируют. Пошли еще выше, наконец увидели переход через следующий овраг, перешли. Начался дождь. Мимо проезжали местные на "Ладе", подобрали нас и довезли до Мейдана (главная площадь). Зашли в гостиницу, перекусили, повалялись.

Немного придя в себя, решили сделать еще вылазку в сторону холма Бозтепе, где карте обозначен какой-то монастырь (Kızlar Manastırı, Monastery Theokephastos). В поисках прохода с Мейдана на Иранскую улицу (Iran Caddesi) набрели на "Дом Ататюрка". В нем три музейных отдела: (1) интерьеры самого дома, построенного в начале XX века по заказу греческого купца-миллионера, (2) этнографический - не работает, похоже протекла крыша, (3) археологический. В последнем всякие греческие штучки: керамические масляные лампы, мраморные рельефы, монеты, иконки из резной кости, стеклянные флаконы, большая бронзовая статуя "of a male" (Гермеса), а также турецкие латунные навершия минаретов. Улица (Iran caddesi) идет серпантином на холм, на нем видны каменные стены бывшего монастыря. Внутрь не пускают - то ли уже поздно, то ли закрыто на ремонт.

Еще выше - "чайные садики" с видом на город уже сверху. Красиво. Плотная застройка, дома не квадратные, а вписаны в линии улиц, идущих серпантином либо прямо вдоль крутого склона. Все крыши - из красной черепицы. Низко пролетел большой самолет со стороны Стамбула, за ним еще один поменьше. Прошли еще немного. По обеим сторонам дороги военка с радиомачтами, впереди - небольшая мечеть с мавзолеем (Ahi Evren Turbesi) и большое кладбище в зелени. Дома и улицы принимают деревенский вид. Пошли обратно в город в гостиницу, оттуда - дальше вниз к Черному морю.

view of Trabzon from Boztepe hill Трабзон, вид сверху с холма Бозтепе (2009)

У самого порта на прибрежном холме - крепость, османского, видимо, стиля: высокие каменные стены и полукруглые башни вровень с ними. Прибрежная автотрасса проходит прямо под ней по тоннелю длиной 150 м. Внизу у гавани - "эмигрантский квартал": узкие улицы, грязноватые магазинчики с вывесками на турецком и русском, автобусные кассы на Баку, Тифлис, Ереван, Пософ. Над ним - бетонная подпорная стена метров 20 высотой, поверху идет еще одна автотрасса (Erzurum Cad.). Нашли лестницу, вылезли, пришли на Мейдан и увидели указатель на "Turist Information" - оказывается, рядом с нами, а не в здании Вилайета, как уверяет путеводитель серии "Окно в мир". Вернулись в гостиницу.


1. "Боже, как давно это было..." Много лет уже турецкая виза стоит $20 и дается на три месяца без ограничения числа въездов  <

6.5.2001 воскресенье. Трабзон - Мачка - Вазелон - Сумела - Мачка - Трабзон

В шесть утра собрались и пошли на автостанцию. Подъехали на такси, километра два за 1.2 MTL. На автостанции местные сказали, что в монастырь Сумела ездят на маршрутке от Чомлекчи, недалеко от гавани и "русского квартала". Мы настояли, что хотим именно в Мачку. Некий мужик солидного вида взял с нас 3 MTL и скрылся, велев сидеть и ждать. Через 40 минут вернулся и усадил нас в небольшой автобус, идущий в Байбурт. За полчаса доехали до Мачки по трассе, где когда-то был Шелковый Путь - полого набирающая высоту широкая долина с горами, карьерами и складами стройматериалов. В Мачке вылезли на развилке: направо новая трасса на Торул - Гюмюшхане, налево - более старая на тот же Торул по густонаселенной соседней долине [1], а также отводник на Сумелу.

По "туристской схеме" от этой развилки до монастыря Вазелон километра четыре вдоль новой трассы и потом еще около километра по правому отводнику; решили идти туда пешком. Населенка кончается, долина становится уже, небольшая река течет то с одной стороны от дороги, то с другой. Встретили знак "Падающие камни - 42 км". Периодически спрашиваем у прохожих, где монастырь Вазелон. "- Монастырь? Туда, где Мачка. - Нет, нам в Вазелон - А, тогда вперед 2-3 км, потом направо и вверх". На стенах долины кое-где видны следы долбления; в одном месте долина сильно сужается, наверху на скале видна стена - остатки башни, внизу довольно большой грот. Олег и Антон полезли в него с фонарем - интересно. Попытались по "туристской схеме" понять, где находимся - нашли очень похожее место на совсем другой дороге. Саша тревожно огляделся и велел схему спрятать и до конца похода не доставать.

Наконец часа через полтора ходу видим отводник направо и указатели: "монастырь Вазелон 3 км" и "Вазелон: рыбный ресторан и кемпинг >". Приличная щебеночная дорога проходит деревеньку и идет вверх по долине ручья - ор. левого притока реки-у-трассы. Красиво: ручей, скалы, елки и цветущие кусты рододендрона. Жарко. Антон и Олег сняли майки; минут через пятнадцать поравнялись с кучкой местных с женщинами и детьми; те жестами показали, что майки надо бы надеть, что и было исполнено. На подходе к кемпингу в лесочке виден туалет. Саша туда сходил и остался очень доволен: чистота и блеск! На территории кемпинга - ресторана довольно много местных: сидят, жарят шашлыки, пляшут, гуляют.

Дорога дальше забирается серпантином на ор. правый борт долины, пересекает ручей и уже видно вверху под скалами каменную коробку без крыши с пустыми оконными проемами в три этажа. По тропе подходим туда, забираемся под дальний край здания и сидим, глядя на горы: наша долина впадает в долину реки-вдоль-трассы, над ней - невысокий хребет, за ним угадывается следующая долина, еще дальше высокий хребет без леса. Местных здесь почему-то не видно.

way to Vazelon monastery Подход к монастырю Вазелон
view of mountain ridges from Vazelon monastery Вид на северные отроги Черноморского хребта (Karadeniz Dağı) от монастыря Вазелон.
В ближней долине проходит новая трасса Трабзон-Байбурт, в дальней - старая.

На стену монастыря залезть не удается - круто. Идем под стеной обратно, видим остатки лестницы, залезаем внутрь: каменные стены на высоту 3-4 этажей, перекрытий давно уже нет. Внутри длинный коридор между "продольными" стенами: налево тупик, направо в нижнем правом углу пролом. За ним низкое пыльное помещение и проход по следующему ряду комнат во двор. Перекрытий здесь тоже нет, в стенах комнат (или келий?) видны остатки каминов с изразцами и ниши - киоты. Выходим во двор, находящийся позади этой постройки под нависающей скалой. Там остатки церкви без крыши, на стене фреска - Страшный Суд, в стиле XIX века, сильно исцарапанная и исписанная. Часть "автографов" по-турецки, часть по-гречески: имя и дата 1905-1920 годов. Вокруг еще несколько обваленных помещений, выход к окну внешней стены: до земли метров десять-пятнадцать. Никакой древности не чувствуется, просто разруха. Идем назад в комнату с проломом и через другой пролом вылезаем наружу. Там еще одна небольшая церковь, тоже без крыши, с похожими фресками и надписями.

Vazelon monastery Бывший греческий монастырь Вазелон неподалеку от поселка Мачка
map of ruins of Vazelon monastery Монастырь Вазелон - схема построек

Идем вниз в кемпинг. Отдыхающих стало заметно больше, и подъезжают еще. Нас угостили чаем, от еды мы отказались и пошли вниз той же дорогой. Много машин едет навстречу, много стоит вдоль ручья - народ отдыхает. Попутная легковушка подбросила на полдороги до Мачки. Вдоль трассы тоже полно отдыхающих. Еще одной попуткой доехали до Мачки. "- Хотим в Сумелу - Minibus yok - Такси? - 7 MTL и поехали - ОК"

Дорога на Сумелу по каменистой речной долине, полого набирающей высоту, 18 км. Будка со шлагбаумом - за въезд в Национальный Парк "Altındere" на машине берут 2 MTL с носа. Еще через километр - очередной ресторан и указатели: монастырь, на машине - вперед по дороге; монастырь, пешком - через ресторан наверх.

Пошли по тропе серпантином вверх. Табличка: монастырь повящен Деве Марии, основан в IV веке, нынешний вид приобрел в XIX [2], самые старые фрески - с VIII века. Поднялись метров на двести и вышли к монастырю. Большая каменная коробка под скалой, похожая на Вазелон, однако рядом бетонные площадки с лестницами и внутри все реконструируется. Вход по билетам Национального парка. Внутри во дворе 3-4 старых церкви с исцарапанными фресками. Кое-где расчистка: самый верхний слой XIX-XX века, следующий - как в Вазелоне, нижний - красивая полихромная роспись ~Х века со сбитыми лицами. Очень много туристов. Встретили молодого грузина с грузинкой. "- Как турки все разрушили, а? - Да нет, наоборот вон сколько понастроили - Строят-то по-своему, а это же все наше, христианское". Нам, пожалуй, не хочется считать своим наследие греков XIX века; однако реконструкция монастырей туркам удается явно хуже, чем строительство мечетей. Хоть бы фрески привели в порядок.

Sumela monastery Сумела - бывший греческий монастырь, а ныне туристский объект
Sumela monastery inner yard Одна из построек внутреннего двора с остатками фресок
Sumela monastery inner yard "Реставрированные" монастырские постройки
mountains next to Sumela monastery Вид на горы Черноморского хребта от Сумелы

Немного еще посидели у выхода, посмотрели на горы и красивые скалы на противоположной стороне долины. Выше границы леса кое-где лежит снег. Встретили еще барышню из Ташкента с турком-мужем. Пошли вниз на дорогу. Маршруток или такси не видно, едут легковушки и микроавтобусы, набитые отдохнувшими турками. Пройдя километра три, поймали все-таки автобус с компанией человек из двадцати: мужики, жены, дети. Один школьник поговорил с нами по-английски - про монастыри, красоты яйлы и трабзонских лесов, московский "Спартак", турецких и русских женщин. Довезли нас до Мачки. Вышли мимо стоянки такси у гостиницы "Сумела" к трассе - по ней идут одни набитые легковушки. Увидели то, что следовало бы увидеть еще утром - указатель "Вазелон 9 км". Половили еще минут пятнадцать, стало темнеть. Пошли обратно к стоянке, по дороге выяснили у полицейского, что маршрутки в Трабзон ходят до 18 ч. Сторговались с таксистом с 15 на 10 MTL и укатили.

Поужинали в "Русском ресторане "Урал"" рядом с гостиницей - котлетки, селедочка с картофельным пюре. Порадовались своей способности самостоятельно передвигаться по Турции.

Вечером изучали "туристскую схему" на предмет погулять по окрестным горам. Расстояния порядочные, нормальной карты нет, где и как ходит транспорт - непонятно. Получается минимум три дня: (1) доехать до "верхней границы населенки" и дойти до приятных мест (2) там осмотреться и сходить на ближайшие вершинки (3) сброситься на дорогу, добраться до города с автовокзалом, например Байбурта, и ехать дальше. Похоже, надо эту затею оставить и ехать завтра в Каппадокию.


  1. Она еще называется “Долина 365 церквей”  <
  2. Османские власти терпимо относились к греческим монастырям, по крайней мере не мешали им обустраиваться и расширяться. Известно, что и крымские ханы весьма чтили Успенский монастырь недалеко от Бахчисарая, а возвращаясь из своих походов - жертвовали туда свечи. Кстати, считается что между этими монастырями существовало постоянное духовное общение, и даже икона Богоматери, с явлением которой связано основание Успенского монастыря, была туда чудесно перенесена именно из Сумелы. - Т.М. Фадеева, "Тайны горного Крыма"  <

7.5.2001 понедельник. Трабзон - автобус

Утром просыпались неохотно. Ноги побаливают. Съели турецкий завтрак: маслины, брынза, масло, мед с хлебом и чаем. Собрались, расплатились ($60=3 чел х 2 дня), оставили рюкзаки в reception [1] и пошли в город. Встретили Бахтияра и Шаха, похвастались, что все посмотрели и хотим уезжать на Кайсери автобусом "Kanberoğlu" в 15:00 (узнали вчера на автостанции). Они сказали, что незачем ехать на автовокзал, когда рядом есть офис этой компании. Дошли туда, там нам выписали билеты по 15 MTL и просили подойти к 14:00, чтобы нас забрал сервисный минибус.

Саша сказал Шаху, что жизнь в Москве - не сахар, наверное, и здесь тоже. Шах отвечал, что в общем, да, и турки очень дружны между собою. Спросили, где тут купить штаны. Шах сказал, что "в центре для вас будет дорого - $20-30" и рекомендовал "русский рынок". Саша вспомнил русские рынки и поморщился. Тепло попрощались. Вообще - душевные люди азербайджанцы, только матерятся много.

Зашли в обнаруженное вчера "Бюро туристической информации", там понимают английский. Карта Трабзона и окрестностей у нас уже была, взяли еще большую карту Турции (1:18.5 км). Спросили про крупномасштабную - ответили, что у них нет, но может быть в книжном магазине напротив "Turkish Airlines". Спросили про треккинг на ближайшем хребте или на хребте Качкар. Дали нам большой проспект "Mountaineering in Turkey". Хотя хребет Karadeniz Dağı пересекают несколько асфальтовых дорог, автобусы ходят только по главной трассе через первал Зигана. Соответственно, цивильный вариант таков: автобусом до Чайкара затем на такси в Узунгёль, либо автобусом в Пазар и далее на такси в Хисарчик или Айдер, там устроиться в кемпинг и найти проводника. Поблагодарили, пошли дальше.

Народу в центре - уйма и все куда-то бегут. Зашли в книжный магазин "Saray". Показали продавцу карту Турции и жестами - что хотим крупномасштабную. Таковых не оказалось, только физическая - на стену. Один покупатель хорошо говорил по-английски, через него повторили вопрос вербально. Действительно, нет. "Турция - большая страна, как может быть крупная карта? - Ну, атлас - Атлас? Есть вот такой" - достает "Атлас мира для школьников". Зато купили приличный турко-англо-турецкий "Langenscheidt's Dictionary" и англо-турецкий разговорник. Был еще учебник турецкой грамматики, заглянув, решили, что без него проще. Напротив еще один книжный, там понимают по-английски, но выбор гораздо хуже.

Пошли по людной торговой улице в сторону Selimiye Camii, высматривая для Саши штаны. Очень много женской и детской одежды, золота, надувных мячиков, фотопленки, сандалий и туфель. Встретили джинсы за 10 MTL - оказались длинны; цивильные брюки стоят 5-6 MTL - Саша с огромным трудом объяснил, что хочет попроще - таковых не оказалось. Продают клубнику размером с небольшое яблоко за 1.5 MTL /кг - купили, помыли в уличном фонтанчике, поели. Поменяли деньги. Послушали муэдзина - поет он недолго, минуты две. Наконец набрели на подходящие штаны. Саша не был решительно настроен и сторговался с десяти MTL на девять с половиной (~$9 или 250 р). Олег клятвенно утверждал, что точно такие же в "Альпиндустрии" стоят $20. Вернулись в гостиницу, забрали вещи и пошли в автобусный офис. В 14:20 пришел минибус, на нем отвезли нас на автостанцию и пересадили в большой автобус Трабзон - Адана - Хатай.

Поехали вдоль Черного моря на запад. Вдоль трассы - почти сплошная населенка, пляжей очень мало, приморских пансионов-ресторанов немного больше. Саша значительно пополнил запас турецких слов, глядя то в окно, то в словарь. Поискали на карте Хатай и не нашли. Спросили у местного, тот показал на Антакью. Часов в девять вечера остановились на полчаса в Самсуне, поели. Свернули с приморской трассы и поехали в сторону Анкары, уже совсем темно.


1. "на вахте", блин  <

8.5.2001 вторник. Кайсери - Гёреме

Рано утром, еще до шести, прибыли на автостанцию в Кайсери. Всю ночь шел дождь, к утру перестал, но очень мокро и пасмурно. Нашли в разговорнике "камера хранения" - "багаж амбары". Спросили у уборщика, тот нас отвел к окошку с надписью "Emanet". Сгрузились, вышли с автостанции, оторвались от таксистов и поехали на маршрутке в центр.

Там мокро и пустынно. Широкие прямые улицы, коробчатые дома, вывески, какие-то старинные стены. Увидели указатель на "Turist Information", пошли по нему и вышли на площадь (Cumhuriyet Meydanı): конная статуя Дедушки Ататюрка на высоком постаменте, старинная башня с часами, несколько мечетей, тоже старинных, и, наконец, вполне сохранившаяся византийская крепость с табличкой "Citadel. Seljuk Sultan Keykavus I, 1226". Стены из одинаковых блоков на растворе (похоже на трабзонские) метров десять высотой, башни с квадратными зубцами, заостренными сверху, еще метров на пять выше.

the central square of Kayseri Центральная площадь города Кайсери
Kayseri clock tower Башня с городскими часами
Kayseri fortress Цитадель в Кайсери, VI-XV вв.
the Citadel market Вход в цитадель

Увидели дверь, запертую на замок, и стучащегося в нее мужика. Спросили у него, где вход, он показал, что сам идет туда и предложил идти с ним. Обошли крепость, зашли внутрь с другой стороны, внутри - рынок. Мужик оказался его директором. Угостил нас чаем, поговорили - больше жестами и каракулями на бумажке. Ахмед предложил провести нас наверх - на стену, с которой в хорошую погоду видно гору Эрджияс, но ключ оказался у полицейских, которые были вышедши. Тогда он довел нас до "Туристической информации", спросив про нее человек десять встречных. Сначала направили нас в этнографический музей - купеческое подворье XIII века прямоугольной сельджукской постройки (Gűrgűpoğlu konağı), потом обратно мимо крепости на центральную площадь - там оно и есть. Взяли карты Кайсери и Каппадокии.

Попрощались с гостеприимным "комендантом крепости" и пошли смотреть достопримечательности - медресе с красивым порталом и ювелирными лавочками внутри (Sahabiye Medresesi), мавзолей древней постройки с большим куполом и очень толстыми стенами, еще одна мечеть с красивым порталом с резьбой и минаретом (Hunat Hatun). Зашли, внутри вид старинный, благородный и возвышенный. Саша увидел решетку резного мрамора с нетривиальным орнаментом с пентаграммой в центре и минут пятнадцать ее перерисовывал. Тем временем снаружи пошел дождь; подождали пока он ослабеет и пошли по большой улице от центра в направлении Erciyes University. Прошли еще несколько сельджукских памятников - мечеть, круглые мавзолеи Alaça и Dőner Kűmbet (англ. Revolving Tomb). На последнем - красивая резьба: геометрические и растительные орнаменты, вполне различимо какое-то животное вроде льва. Саша по этому поводу прочитал товарищам краткую лекцию о различном понимании арабами, персами и турками исламского запрета на поклонение изображениям. Слева от дороги - огромное старое кладбище, за входом (налево-назад от Dőner Kűmbet) - мавзолей Сейида Бурханеддина Термизи, судя по всему, очень чтимый местными [1]. Передали ему мысленный привет из родного Термеза, недалеко от которого Саша ходил два года назад.

archaic Seljuk tomb Очень старый сельджукский мавзолей
Moscue of Hunat Hatun Вход в мечеть Хунат Хатун
the Revolving Tomb Dőner Kűmbet (Вращающийся мавзолей)
carved walls of the Revolving Tomb Dőner Kűmbet: орнаментальные панели и одно из изображений животных

Зашли в археологический музей (500 тыс TL). Неолитическая и раннебронзовая керамика с простыми орнаментами, иногда совершенно фантастической формы; греческие геммы, масляные лампы и поломанные мраморные рельефы с какими-то битвами; натуральная "каменная баба" аккуратной работы с остатками орнамента; ассирийские клинописные таблички. Наконец, хеттские камни с надписями, поломанные скульптуры, мелкие каменные и металлические "фенечки" и большой резной рельеф с целой картиной мира: в центре мужик на колеснице, запряженной быком, над ним обобщенные фигуры птицы и женщины, под ним (и колесницей) какие-то гномы в колпаках, стоящие в два ряда друг на друге [2]. В пояснительном тексте по-английски написано, что хетты появились после ассирийцев где-то за 2000 лет до н.э. и были в конце концов вытеснены "народами моря" - фригийцами - прото-эллинами около VI века до н.э. В городище Аладжа-Хююк и нескольких других представлены все слои с неолита до Рима. Хеттская культура произвела ощущение чего-то очень чуждого, хотя, возможно, это лишь проекция мусульманского отношения к любым политеистам [3]. Посмотрели еще несколько скульптур снаружи музея: римский орел, римский же мраморный фаллос, целая галерея керамических "куколок" - хеттских саркофагов - бррр!.

Hittite carved stone in Kayseri museum Хеттский рельеф в археологи­ческом музее Кайсери. Кликните, чтобы увидеть прорисовку, взятую с Хеттских Памятников
Kayseri museum Олег между хеттским львом и римским фаллосом
ancient baked clay vessel Древний глиняный сосуд из трех частей
Hittite sarcophagus Хеттский керамический саркофаг. Непонятно, как туда помещали покойника

Купили открыток и книжку местных краеведов "Underground Cities in Cappadocia", посидели еще неподалеку от Бурханеддина и пошли обратно к центру.

Погода почти наладилась. Местные, на удивление, не обращают на нас никакого внимания - похоже, мы вписались в ландшафт. Зашли в едальню (lokanta), там понимают английский. Поели вкусно и недорого (~$5-7 со всех). Доехали на маршрутке на автостанцию, купили билеты до Гёреме на автобус Кайсери-Невшехир в 15:00 - через час (3 MTL). Забрали вещи. Подошли двое местных парней, студенты университета, один хорошо говорит по-английски. Поболтали: деньги, турецкие и русские женщины, Горбачев-Ельцин-Путин, Чечня, Узбекистан-Туркменистан. Турки вполне равнодушны к своей "исторической родине" - Средней Азии, а другие тюркские народы считают своими братьями - турками (tűrk), но как бы все-таки немного младшими. Евросоюз для них гораздо актуальнее.

Kayseri bus station Автовокзал в Кайсери

  1. Бурхан ад-Дин Термизи (ум. 1240) был первым наставником Джалал-ад-Дина Руми в суфизме.- У.К.Читтик, "В поисках скрытого смысла"  <
  2. Интернет-расследование 2009 года показало, что это копия рельефа из Имамкулу. Персонаж на колеснице - Бог Грозы, гномы - божества гор, под ними - какие-то демоны. Человек слева с жезлом или копьем - кто-то из хеттских царей  <
  3. "Существует самостоятельная группа религий, ... которые целиком состояли из магии и развились из древнего демонологического материализма" - Идрис Шах, "Магия Востока".
    Хетты почитали "тысячу богов" различного происхождения: хаттского, индоевропейского, ассиро-вавилонского; главный - бог грозы, именуемый "царем неба, господином страны Хатти", его супруга - богиня Солнца. Культура и язык их также состояли из индоевропейских (лувийских и т.д.) и неиндоевропейских (хаттских) элементов. В ~XV веке до н.э. хетты первыми в регионе наладили массовое производство железа и изделий из него (оружия, инструментов, культовых предметов), некоторое время это было их монополией. - "История Востока", т. I  <

Читать дальше

Ссылки: