ШАНЛЫ УРФА - ГОРОД ПРОРОКОВ

© Министерство Культуры и Туризма Турецкой Республики 1986
© А.Рощин 2002-2008 перевод, комментарии

[ Фрагменты из книжечки, выдаваемой туристам в местном Бюро Туристической Информации.
Перевод с английского, сверенный с параллельным турецким текстом. Стиль и смысловые акценты по возможности сохранены. Варианты написания подчеркнутых собственных имен на языках оригинала выдаются при наведении курсора. В квадратных скобках - мои комментарии. ]

 

История

Судя по археологическим изысканиям и находкам, история региона началась еще в палеолитическую эпоху. По ходу истории Шанлы Урфа была сценой различных цивилизаций; арабы называли этот город Урхаи, Эль-Руха, Эль-Реха; селевкидское название было Эдесса. В хеттских документах второго тысячелетия до н.э. нынешняя Шанлы Урфа называлась Урас, Урсу, в ассирийских - Рухуа или Ру’уа.

Шанлы Урфу называют городом Пророков, поскольку Авраам, Иов, Иофор[1], Шу’айб и Cвятой Георгий, как считается, жили здесь [2].

Авраам

Авраам родился во время преследований жестокого правителя Нимрода, приказавшего убить всех детей, родившихся в тот год. Мать родила его в пещере, и он прятался там до десяти лет. Затем Авраам покинул пещеру и пришел в дом своего отца; после этого он начал бороться против Нимрода и идолов в местном храме [3]. Когда Авраам начал разламывать идолов на куски, Нимрод велел схватить его и привести в свой замок на холме, а оттуда велел сбросить вниз в костер. Однако по приказу Бога “О огонь, стань для Авраама прохладным и дружественным!” огонь превратился в воду, а дрова - в рыб. Авраам упал посереди розового сада [4].

В Шанлы Урфе можно посетить пещеру, где Авраам родился (Ibrahim Halilulah’ın makamı, Dergah) и озеро на месте, где он был брошен в костер (Halil-ur Rahman Gölü, Balıklı Göl).

Иов

Жившего в Шанлы Урфе пророка Иова Бог испытал тем, что сначала отнял у него все имущество, семью и детей, а затем еще и наслал тяжелую болезнь. Больной Иов ютился в пещере, тело его было полно червей; несмотря на это, он продолжал молиться Богу и оставался терпеливым и благодарным. Бог Справедливый , увидев это, вознаградил Иова и вернул ему здоровье и благополучие. По этой причине Иова почитают как пример терпения. [5]

Пещеру, где Иов жил во время болезни (Eyyub Peygamber Makamı) можно посетить в Шанлы Урфе.

Замок и стены

Замок в Шанлы Урфе был построен во II в. до н.э. на холме, с которого был сброшен в костер Авраам. Две колонны на стене датируются 240-242 г. н.э. Из стен, окружавших город, сохранились Харранские ворота, башня Махмутоглу, ворота и кое-где остатки стен и башен.

Большая мечеть

Из мечетей в центре города старейшая - Большая Мечеть, построенная в 1170-1175 гг. н.э. по указанию Нуреттина Зенги [6] на месте Красной Церкви 457 г. н.э. Восьмиугольная колокольня Красной Церкви теперь служит минаретом.

Харран

В 44 км от Шанлы Урфы в направлении Акча Кале находится Харран, город, упоминаемый в документах 2-го тысячелетия до н.э. Он был известен как важный культурный центр и как место, где жили философы и ученые. Такие исламские ученые, как врач и математик Сабит бин Курра [7], астроном Баттани, открыватель атома Джабир Ибн-и Хайян и теолог Ибн-и Теймийе учились в университете Харрана.

Достопримечательностями Харрана являются:

Археологические раскопки и реставрационные работы, ведущиеся в Харране с 1983 г. под руководством доктора Нуреттина Ярдымчи от имени Министерства Культуры и туризма, будут способствовать лучшему пониманию истории Харрана.

Другие археологические памятники в районе Шанлы Урфы:

[Комментарии:

  1. Джетро (Jethro) - в русской Библии - Иофор, тесть Моисея (Исх 3:1)  <
  2. Шуайб - коранический пророк, не соотносимый однозначно с библейскими. Одно из городищ в окрестности Урфы называется “город Шуайба”. По мнению науки (Пиотровский, "Коранические сказания"), Иофор и Шуайб - два разных персонажа, жившие в земле мадиан на северо-западе Аравии, недалеко от Синая.
    Еще в Шанлы Урфе/Эдессе жил христианский святой IV в. Ефрем Сирин (т.е. Сириец), весьма чтимый Русской Православной Церковью  <
  3. “Жил человек по имени Авраам, который учил, что Солнце, Луна и звезды - это только Солнце, Луна и звезды, а царь Нимрод - только человек, созданный, как и всё, Богом Всемогущим” - другой местный текст  <
  4. История из Корана, однако с добавлением подробностей и привязкой к конкретному месту - Шанлы Урфе <
  5. Все европейские философы, которым эта тема не давала покоя, могут спокойно отдыхать  <
  6. Зенгиды - одна из феодальных династий сельджуков. ”Энергичный атабек Имададдин Зенги объединил в своих руках полосу от Мосула до Халеба. В 1144 г. он изгнал крестоносцев из области к востоку от Евфрата и овладел Эдессой. После его гибели борьбу с крестоносцами возглавил его сын Нураддин. … В 1146 г. новый крестовый поход возглавили французский король Людовик VII и германский император Конрад III. … После безуспешной осады Дамаска они возвратились восвояси, однако Балдуину удалось захватить у Фатимидов Аскалон. В то же время Нураддин уничтожил остатки Эдесского графства, а в 1154 г. его власть признал Дамаск. … Далее Нураддин направил в Египет отряды туркмен под командованием Ширкуха, сумевшего там занять пост визиря при последнем фатимиде ал-Адиде. После внезапной гибели Ширкуха в 1169 г. визирем стал его племянник Салах ад-дин Йусуф ибн Аййуб, отстранивший фатимидского халифа и основавший новую египетскую династию Аййубидов. После смерти Нураддина в 1174 г. Салах ад-Дин стал самым могущественым правителем в мусульманском мире” - История Востока. Т.2. М.: ”Восточная литература", 1999, с.243-244.  < ]
  7. Об этом ученом человеке, называемом в английской транслитерации Thābit ibn Qurra (836-901), есть статья в Википедии. "Он принадлежал к секте Харранских Сабийцев (Sabians of Harran) - одному из течений герметизма. ... Он перевел на арабский Аполлония, Архимеда, Евклида и Птолемея."
    Упомянутый далее Аль-Баттани (Muhammad ibn Jābir al-Harrānī al-Battānī, 858-929) как утверждается в том же источнике, помимо составления астрономических таблиц, установил, что солнечный год равен 365 сут 5 ч 46 мин 24 с и что tg x = sin x / cos x. Оба ученых родились в Харране, но работали в Багдаде.  <
К началу Назад на "Урфа и окрестности" К Содержанию